Тата Рунова

Тата Рунова
Родилась в 1976, Тула, Россия.
Живет и работает в Москве.

Образование

2025 Онлайн-курс “Artful Practices for Wellbeing”, MOMA.
2025 Лаборатория книги художника, ГЭС-2.
2024 Школа OnStudy, курс “Профессиональное введение в теорию и практику
современного искусства” Марии Седошенко-Хилтунен.
2016 Институт групповой и семейной психотерапии, профессиональная подготовка психотерапевта.
2013 Институт психологии им. Выготского, РГГУ, высшее образование.
1998 МГУ им. Ломоносова, исторический факультет, высшее образование.

Работы находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.
CV
Избранные выставки

2025 «Смыслопередача. Диалог», (куратор и художник), галерея ARTMAISON, г. Москва
2025 Групповая выставка «Смыслопередача», (куратор и художник), галерея Art Maison,
г. Москва
2024 “Раскопки”, галерея Arbuzz, Москва
2024 “Они коты, а чего добился ты?”, галерея Arbuzz, Москва
2023 “Про/Ретроградный Меркурий ”, галерея Bis Art, Москва
Artist Statement

Визуальное искусство стало для меня продолжением тех практик и позиций, которые давно установились в моей жизни и приобрели особую выпуклость в связи с работой психотерапевта. Рефлексия и интроспекция, интерес к глубинным психическим процессам, наделение правом голоса разных субличностей - у себя и для других, наведение порядка в душевном стихийном хаосе, проживание чувства в режиме особого внимания и так далее. Современное искусство позволяет осуществлять это все не в меньшей степени, чем психотерапия, только иначе.


Серия “Точки фокуса” рассматривает вопросы сознания. В качестве художественного метода я взяла визуализацию работы внимания - одной из основных функций психики. В работе “Пустота рядом, пустота слушает” множество сообщений из соцсетей автора превратились в обрывочные записи на полупрозрачных клочках кальки, они наплывают друг на друга, теснят, смешиваются в хаотичные волны, а точками опоры для зрителя становятся черные “окна” в предлежащую плоскость космоса.


“Пять четвертей/ Take Five” рассказывает о противостоянии информационному шуму на языке абстрактных паттернов. Привлекательные пестрые узоры - словно новые порции информации, лакомство для глаз, они затягивают в себя и только собственное усилие воли возвращает к устойчивым точкам интереса. Этот процесс напоминает джазовую импровизацию вокруг известной мелодии.


Работа “Путешествие” предлагает игру для зрителя: можно воспринять картину как ритмично организованную абстракцию, а можно увидеть в ней серию видов через подзорную трубу, наблюдаемых капитаном корабля; можно двигаться по точкам взглядом слева направо, додумывая сюжет путешествия, а можно просто медитировать, выбрав любую из точек для концентрации.


В цифровой работе “Приближается яснст” из мельтешащего хаоса начинает рождаться порядок, но упорядочивание не дошло еще до стадии четкой, стабильной формы. Иероглифы начинают трансформироваться в понятное слово и мы наблюдаем процесс прояснения (имеющий актора, управляемый волей) в средней точке.


Работы “Я иду, и этого достаточно...”, “Что сжимает мой вдох”, “Ты паришь в потоке дыхания” - часть моего исследования дыхания как феномена, соединяющего телесное и психическое. Этот проект включает самонаблюдение в моих личных практиках медитации и нейгуна.


“Smile” - это размышление о социально приемлемых эмоциях, о тонком (и все же

влиятельном) пласте демонстрируемого онлайн позитива, под которым - реальные, воплощенные в теле чувства.

Работы
Путешествие
30х50 + 20х40 см, акрил, бумажная масса, маркер, бумага, холст, 2023
Пять четвертей / Take Five
60х60 см, акрил, картон, аппликация, холст, 2024
Приближается яснст
Digital, 2025
Пустота рядом, пустота слушает
60х70 см, акрил, калька, шариковая ручка, аппликация, холст, 2025
Smile
23х24х6 см, тонированное дерево, резьба, шелк, вышивка, 2024
Я иду и этого достаточно, я дышу и этого достаточно
118х360 см, site-specific инсталляция в публичных пространствах. Вышивка, акриловая краска, синтепон, ткань, 2024