Представьте, что ваше сознание — это художник, который рисует полотно реальности поверх хаоса. Моя художественная практика — это одна большая лаборатория восприятия и внимания, где я изучаю, как и почему он это делает — и как вернуть себе контроль над кистью. Используя холст и краски, я исследую, как рождается наш зрительный опыт и как он влияет на все сферы жизни. Я не получаю готовых ответов — только промежуточные выводы и наблюдения в ходе многолетних экспериментов, где каждый зритель, включая меня, становится соисследователем — и одновременно объектом наблюдения за работой собственного восприятия.
Исследование феномена парейдолической иллюзии — древнего механизма восприятия, который сама эволюция определила как жизненно необходимый для выживания, — заставило меня задуматься о важности внимания в жизни человека. Мои работы делятся на три типа, в них я исследую внимание на трёх уровнях (нейрофизиологическом, социальном и философском):
«Тренажёры внимания» — представляют собой парейдолические росписи, где главным объектом наблюдения является сама роспись и собственное восприятие смотрящего. Это «фигуративный шум», где сотни, тысячи микрообразов сосуществуют без иерархии. Они не абстрактны, потому что каждый элемент узнаваем, но и не фигуративны в традиционном смысле — здесь нет сюжета, только чистый процесс восприятия. Мозг не может «зацепиться» за сюжет — поэтому включается режим осознанного наблюдения. Зритель, как радиоприёмник, настраивается на разные «частоты»: сначала он видит хаос, потом — отдельные образы, а затем задаётся вопросом: «Почему я вижу это?» — и в итоге осознаёт, как его собственный мозг выборочно конструирует реальность. Это тренировка внимания в условиях перенасыщенного визуального поля.
«Нарративы» — здесь парейдолия становится частью нарратива, метафорой или инструментом повествования. Она переходит из нейтрального пространства тренажёров в социальные и психологические контексты, становится индикатором субъективности — почему в одном пятне или образе мы видим разное, почему одна ситуация выглядит для нас иначе? Цель здесь — показать, как эти механизмы восприятия работают в условиях реальных человеческих ситуаций, где восприятие зависит от контекста.
«Концептуальные притчи» — здесь не будет парейдолической росписи. Если два предыдущих типа направлены на тренировку внимания и на признание важности осознанного восприятия, то здесь мне интересно поразмышлять о том, что бывает, если его не тренировать. Я тоже делаю видимым невидимое, но вместо парейдолических случайных образов использую узнаваемые символы современности, которые олицетворяют те невидимые на первый взгляд силы и алгоритмы, направляющие наше восприятие помимо нашей воли. Здесь я хочу, чтобы зритель узнал в сюжете себя и почувствовал тот дефицит внимания, который создало пассивное потребление информации. Лишь осознав утрату, мы желаем её восполнить.
Мои инструменты — акрил, акварель, текстурная паста, гелевая ручка или маркер — это важные катализаторы процесса. Они помогают создать тот самый хаос, в котором сознание начинает свою работу по распознаванию образов. Пятна, текстуры и беспорядочные линии вступают в диалог с сознанием и моим визуальным опытом насмотренности, а ручка или маркер позволяют «вытащить» эти образы, делая их материальными и видимыми для других. Я называю парейдолические росписи «аналоговыми нейросетями» — они созданы живым интеллектом. Это зеркала: они не создают образы, но отражают, как наше сознание их создаёт.
В эпоху клипового мышления я предлагаю зрителю альтернативу — практику медленного, осознанного восприятия. Мои работы — не бегство от цифровой реальности, это поле битвы между врождённой способностью творить смыслы и внешними силами, которые их программируют. В этой битве я стремлюсь напомнить, что ваше осознанное внимание — последний оплот человеческого в эпоху стремительно развивающихся технологий. Как вы им распорядитесь?