Ксюша Че

Ксюша Че – художник-исследователь, родилась и выросла в Ростове-на-Дону, где живёт и работает по сей день. В своих работах она исследует сознание, восприятие, внимание и его дефицит через призму парейдолической иллюзии.

Свой творческий путь начала в декабре 2018 года, когда разрешила себе окончательно «испортить» пейзаж, считавшийся неудавшимся – акварельные кляксы стали обретать формы, складываясь в узнаваемые образы, которые она обвела ручкой. Так Ксюша открыла для себя феномен парейдолии, который лёг в основу её художественного исследования как инструмент работы с сознанием. Парейдолическая роспись в её работах превратилась в так называемые «тренажёры внимания» — пространство для осознанного восприятия, способствующее отслеживанию фокуса внимания и регистрации ощущений, обычно остающихся незамеченными.

Впервые публично Ксюша представила свои работы в 2022 году. С тех пор она – постоянная участница групповых выставок, фестивалей и благотворительных аукционов в г. Ростове-на-Дону и за его пределами. За шесть лет художница создала более 120 работ, более 20 из них находятся в частных коллекциях в России.

Образование

2023-2024 Образовательная платформа OnStudy, годовая программа в области современного искусства «Введение в теорию и практику современного искусства», куратор Мария Хилтунен.
CV
Выставочная деятельность

2025 Выставка «Смыслопередача. Диалог» (медиатор, художник), галерея Art Maison, г. Москва
2025 Выставка предметов искусства Юга России «АртРостов», г. Ростов-на-Дону
2024 Стрит-арт проект «Плиточный Квест-Фест», г. Ростов-на-Дону
2024 Выставка предметов искусства Юга России «АртРостов», г. Ростов-на-Дону
2024 Фестиваль «Культурный код 2.0», Underground Art Studio, г. Ростов-на-Дону
2023 Дебютная персональная выставка «Найти себя», Underground Art Studio, г. Ростов-на-Дону
2023 Фестиваль «Культурный код», Underground Art Studio, г. Ростов-на-Дону
2023 Фестиваль уличного искусства «Месторождение», куратор Мария Хардикова, г. Ростов-на-Дону
2023 Выставка «Культ личности», Underground Art Studio, г. Ростов-на-Дону
Artist Statement

Представьте, что ваше сознание — это художник, который рисует полотно реальности поверх хаоса. Моя художественная практика — это одна большая лаборатория восприятия и внимания, где я изучаю, как и почему он это делает — и как вернуть себе контроль над кистью. Используя холст и краски, я исследую, как рождается наш зрительный опыт и как он влияет на все сферы жизни. Я не получаю готовых ответов — только промежуточные выводы и наблюдения в ходе многолетних экспериментов, где каждый зритель, включая меня, становится соисследователем — и одновременно объектом наблюдения за работой собственного восприятия.


Исследование феномена парейдолической иллюзии — древнего механизма восприятия, который сама эволюция определила как жизненно необходимый для выживания, — заставило меня задуматься о важности внимания в жизни человека. Мои работы делятся на три типа, в них я исследую внимание на трёх уровнях (нейрофизиологическом, социальном и философском):


«Тренажёры внимания» — представляют собой парейдолические росписи, где главным объектом наблюдения является сама роспись и собственное восприятие смотрящего. Это «фигуративный шум», где сотни, тысячи микрообразов сосуществуют без иерархии. Они не абстрактны, потому что каждый элемент узнаваем, но и не фигуративны в традиционном смысле — здесь нет сюжета, только чистый процесс восприятия. Мозг не может «зацепиться» за сюжет — поэтому включается режим осознанного наблюдения. Зритель, как радиоприёмник, настраивается на разные «частоты»: сначала он видит хаос, потом — отдельные образы, а затем задаётся вопросом: «Почему я вижу это?» — и в итоге осознаёт, как его собственный мозг выборочно конструирует реальность. Это тренировка внимания в условиях перенасыщенного визуального поля.


«Нарративы» — здесь парейдолия становится частью нарратива, метафорой или инструментом повествования. Она переходит из нейтрального пространства тренажёров в социальные и психологические контексты, становится индикатором субъективности — почему в одном пятне или образе мы видим разное, почему одна ситуация выглядит для нас иначе? Цель здесь — показать, как эти механизмы восприятия работают в условиях реальных человеческих ситуаций, где восприятие зависит от контекста.


«Концептуальные притчи» — здесь не будет парейдолической росписи. Если два предыдущих типа направлены на тренировку внимания и на признание важности осознанного восприятия, то здесь мне интересно поразмышлять о том, что бывает, если его не тренировать. Я тоже делаю видимым невидимое, но вместо парейдолических случайных образов использую узнаваемые символы современности, которые олицетворяют те невидимые на первый взгляд силы и алгоритмы, направляющие наше восприятие помимо нашей воли. Здесь я хочу, чтобы зритель узнал в сюжете себя и почувствовал тот дефицит внимания, который создало пассивное потребление информации. Лишь осознав утрату, мы желаем её восполнить.


Мои инструменты — акрил, акварель, текстурная паста, гелевая ручка или маркер — это важные катализаторы процесса. Они помогают создать тот самый хаос, в котором сознание начинает свою работу по распознаванию образов. Пятна, текстуры и беспорядочные линии вступают в диалог с сознанием и моим визуальным опытом насмотренности, а ручка или маркер позволяют «вытащить» эти образы, делая их материальными и видимыми для других. Я называю парейдолические росписи «аналоговыми нейросетями» — они созданы живым интеллектом. Это зеркала: они не создают образы, но отражают, как наше сознание их создаёт.


В эпоху клипового мышления я предлагаю зрителю альтернативу — практику медленного, осознанного восприятия. Мои работы — не бегство от цифровой реальности, это поле битвы между врождённой способностью творить смыслы и внешними силами, которые их программируют. В этой битве я стремлюсь напомнить, что ваше осознанное внимание — последний оплот человеческого в эпоху стремительно развивающихся технологий. Как вы им распорядитесь?

Работы
Зеркальный нейрон
40х50 см, акрил, текстурная паста, холст, 2025
Матрица
29,6х41,8 см, акварель, гелевая ручка, бумага, 2020
Мы гоним
50х70 см, акрил, холст, 2025
Пойман самозванец
30х40 см, акрил, холст, 2023
Слушай сердце
30х30 см, акрил, холст, 2025
Моя игра
100х100 см, акрил, холст, 2025