Ксения Троян

Ксения — мультидисциплинарная художница, работающая на пересечении скульптуры, инсталляции и концептуальных практик. Родилась в 1992 году в Казани. В настоящее время живёт и работает в Москве.
Художественное мышление Ксении формировалось на стыке традиционного и современного. Образование в области иконописи и монументального искусства стало для неё фундаментом, на котором строится глубокий интерес к структурам памяти и символическому пространству. Позже, получив подготовку в области графического дизайна и теории современного искусства, Ксения расширила свою практику, исследуя границы между сакральным, личным и социальным.

С 2018 года развивается в современном искусстве, участвует в выставках, среди которых биеннале современного искусства «СЛОВО. Исходный код» в Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ в Казанском Кремле, выставка «После иконы» в государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике «Остров-град Свияжск».
Её работы — это исследование внутренних состояний через материальные напряжения, трансформации формы и пространства. Используя металл, ткань, зеркало, бетон и другие материалы, она создаёт инсталляции и объекты, в которых внутреннее становится ощутимо через тактильность и структуру. Работы автора находятся в музейных собраниях и частных коллекциях в России и в США.

Образование

2009-10 Казанское художественное училище имени Н. И. Фешина
2010-16 Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, факультет церковных художеств, кафедра исторической живописи (иконопись)
2016-17 Институт бизнеса и дизайна B&D, профессиональная переподготовка по программе графический дизайн
2017-18 Национальный институт дизайна, профессиональная переподготовка по программе графический дизайн
2024-25 Дополнительное образование по программе «Введение в теорию и практику современного искусства» Марии Хилтунен (Седошенко)

CV
Избранные выставки

2025 «Смыслопередача. Диалог». Галерея ARTMAISON, г. Москва
2022 Биеннале современного искусства «СЛОВО. Исходный код», Национальная художественная галерея «Хазинэ» ГМИИ РТ, г. Казань
2021 Выставка «После иконы», Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск», респ. Татарстан
2019 Выставка художников современного искусства и церковной монументальной живописи «Философия канона», выставочный зал Московского союза художников, г. Москва, куратор: А. Бурганов
2018 Выставка молодых художников современного искусства и церковной монументальной живописи «В поисках утраченной середины», выставочный зал Московского союза художников, г. Москва, куратор: А. Бурганов

Избранные публикации

2022 Каталог биеннале современного искусства «СЛОВО. Исходный код»

Коллекции

Музей современного христианского искусства, г. Москва
Частные коллекции в России и за рубежом
Artist Statement

В своей практике я исследую границы — как внешние, так и внутренние. Меня интересует момент, когда они становятся ощутимыми, когда внутреннее напряжение достигает точки перелома. Эти состояния — моменты утраты, распада и сопротивления становятся фокусом моих исследований. Меня интересует, как опыт разлома влияет на восприятие себя и мира, как формы и материалы могут отразить психологическую хрупкость, невидимые ограничения, динамику подавления и стремление к свободе. Материал всегда связан с состоянием, которое я стремлюсь зафиксировать.


Зеркала в моих работах символизируют человеческую индивидуальность. Чтобы подчеркнуть это, я создаю зеркала неповторимых форм путем нанесения уникального рисунка химическими реагентами. Трещины на зеркалах становится метафорой индивидуальной травмы: как нет двух одинаковых трещин, так и опыт внутреннего кризиса всегда уникален. Из разломов зеркал сочится черное вещество — визуальная аллегория вытесняемых эмоций, страхов, боли, неизбежно выходящих наружу в моменты экзистенциального перелома. Ее хаотичное растекание напоминает нейронные связи или сосудистую сеть, указывая на глубинную связь психических и телесных переживаний. Отражение в зеркалах превращает зрителя в соучастника: каждый, заглянув внутрь, сталкивается с собственным искаженным образом, становясь частью разломанной структуры.


Этот прием подчеркивает хрупкость человеческого состояния, неизбежность трансформации и то, что пережитые травмы не просто меняют нас — они становятся частью нашей идентичности.

Бетон — это материал, несущий в себе тяжесть и давление. Он не просто фиксирует — он цементирует саму возможность движения. Это граница, которая кажется надёжной, но в своей устойчивости становится ловушкой. Работая с бетоном, я показываю, как внешние структуры формируют внутренние ограничения — и может ли в нем проявиться сопротивление. Особое значение в моих работах имеет ткань. Это метафора внутренней структуры человека. Она уязвима, но в своей пластичности скрывает силу. Соединяя эти два элемента, я ставлю вопросы взаимодействия противоположных материалов. Внедренная в монолитную поверхность бетона, ткань создает складки как следы сопротивления. Это не о буквальном заточении, а о тонких, почти невидимых формах внутренней несвободы, с которыми сталкивается каждый.

Работы
Объект из серии «Обратная сторона»
56х47 см, стекло, химические реагенты, эпоксидная смола, 2025
Объект для инсталляции «0:25»
20х13х13 см, стекло, эпоксидная смола, свеча, 2025
Замыкание
70х70х50 см, металлическая сетка, зеркала, эпоксидная смола, галогеновая лампа, 2025
Объект из серии «Всецело»
30х20х4 см, имитация бетона (ГЦПВ), органза, 2025
Объект из серии «Разлом»
20х20х4 см, имитация бетона (ГЦПВ), зеркало, 2025
Объект из серии «Всецело»
30х20х4 см, имитация бетона (ГЦПВ), органза, 2025